среда, 11 ноября 2015 г.

День 11-й: Скитания вокруг Алаверди


А какой ветер вчера был! Ночью особых неприятностей не доставлял, и утро было хоть и прохладное, но солнечное. Последние несколько дней поутру выходя из палатки я неизменно надевал ветровку. Ну прохладно ведь! Вот и сегодня, рассовав по карманам фотоаппарат, телефон и запасной аккумулятор, отправился осмотреть окрестности. Совсем рядом искусственное озеро (вчера мы примеривались к нему, но берега у него крутые и заросшие, а напротив сторожка с собаками и нам лень было к ним ехать – а ну как придется разрешение спрашивать – под орехами оказалось устроиться гораздо проще). Илто оказалась немноговодной речкой, разбитой на два русла. Побродил по одному руслу, перешел по камням в другое… Интересно, оказалось, что в одном русле вода мутная, в другом – прозрачная… Искупался в прозрачном.


Очень интересное было ощущение от того, что мы спустились в Алазанскую долину. Сразу почему-то почувствовалась защищенность что ли или уютность местоположения: горы со всех сторон, но они не давят (они находятся все время чуть поодаль), всегда знаешь, что неподалеку течет большая река, а еще, наверное, потому, что погода изменилась в положительную сторону.


Ну, так вот. Вернулся я. Мимо прошли вчерашние пастухи со стадом: у них это прикормленное место похоже. Совсем неспешно сварили суп, попили чай. Как водится прибрела невесть откуда собачонка, которую, как водится накормили лавашом.
Пришло время собираться – расстегиваю велосипеды – у моего велосипеда спущено переднее колесо -  похоже что после вчерашней трясучки перетерся сосок – отверстие большое, и герметик не помог. Жалко. Пришлось менять на новую камеру, благо, что теперь почти все время по асфальту ехать…



Только тронулись -  и вот она под боком Ахмета, до которой и добираться не надо – поезжай и глазей по сторонам! Мы никуда не сворачивали, не петляли, просто ехали так, что бы заехать в центр и что бы эта дорога максимально совпала с нашим устремлением проехать Ахмету насквозь в сторону  Напареули. По задуманному плану сегодня мы должны доехать до Алаверди и заночевать где-нибудь в окрестностях монастыря. Ну а что бы понимать в общих чертах генеральную линию дальнейшего передвижения – мы едем вокруг Алазанской долины из Ахметы в Телави через Лагодехи по часовой стрелке. Понимаю, что опять изобилие непривычных  названий, но это без труда можно исправить, кликнув СЮДА (здесь мы обсуждали общий план поездки и здесь есть схематическая карта).


Городок Ахмета ничем особенным не выделился на то момент.  Мне даже он показался очень похожим на Тианети, только покрупнее, а так все те же двухэтажные дома (иногда благоустроенные иногда откровенно заброшенные), маленькие магазинчики с рекламой «Натахтари». Вот впереди какой-то центр (пусть и не главный – назовем его рыночный). Сначала слева бросилась в глаз церковь, очень похожая на ту, что мы видели в Заридзееби, только поменьше. А позади нее оказались базарные ряды. Надо было чуть проехать вперед и повернуть налево. Так мы и сделали – тут и оказалась улица всякого рода магазинчиков от горячих хачапури до цемента в мешках.



Пристроив велосипеды рядом со стареньким мотороллером (еще помню такие по советским временам) у старых, похоже того же времени, что и мотороллер, ворот, пошли поглазеть на базар. Ряды были не все заполнены, но на входе торговцев много. Овощи-фрукты в изобилии и ассортименте,  все с любопытством разглядывают нас. Ну и мы не остаемся в долгу, заговаривая с торговками, покупаем помидоры-огурцы-нектарины (в подарок нам дали острый перец, а вот лимон мы у них не купили – дорогие они в Грузии, как ни странно!)



Велосипеды пока что  не трогаем ( мотороллер уже уехал) и идем по магазинчикам на предмет лавашей. В самом последнем нас удивили тем, что у них оказался  сахараджин (осетинский пирог с ботвой свеклы). Причем продавщица очень уверенно подтвердила – «Да! Да! Сахараджин!» Как оказалось потом – враки. Пирог оказался обыкновенным лобиани (с фасолью).


Но это потом, на перекусе, а пока что едем дальше и доезжаем до небольшой площади с круговым движением. Здесь уже магазинчики посерьезнее, но, очевидно, все таки вся настоящая жизнь там, на предыдущей площади. Здесь мы сворачиваем налево и на выезд из Ахметы – где-то там нас ждет правый поворот и выезд из Ахметы. Нас догоняют и перегоняют и опять догоняют (короче, всячески кружатся вокруг нас, доказывая, что они не лохи какие-нибудь велосипедные) пара мальчишек. У одного из них даже «Cube», правда весь драный и безжалостно скрипящий.



Судя по наезженности дороги, нам вправо. На всякий случай консультируюсь у полицейского. Он подтверждает. На выезде набираем впрок воды, кто его знает, что нас ждет впереди… и выезжаем на прямую-прямую дорогу без уклонов и перепадов высот, обсаженную с обеих сторон высоченными тополями. Надо вам сказать, что это типичная кахетинская дорога, по крайней мере на этой стороне Алазанской долины. С теми или иными отклонениями. Та сторона (где Телави) находится выше, а потому там перепадов высоты побольше будет. Но не критично.



Жарко. Трафик на дороге можно сказать нулевой – от этого ехать еще приятнее. Проехали мост через реку. Сморило нас немного. Но! Какое место нам подвернулось! Единственным минусом была близость к дороге. А так: вода (арык и задвижка в другой арык – ну не искупаться, но освежиться – самое то!), большая тень – тут мы и остановились на перекус. Пока наш любимый Зандукели не нагрелся. Заодно узнали, что сахараджин был лобиани.


Пока чревоугодничали в мире животных что вокруг нас произошла драма. Без кровопролития, но… кто сильнее тот и прав. Иногда, далеко от населенных пунктов, можно встретить собаку бредущую вдоль дороги. Откуда? Куда? Вот и сейчас с примыкающей дороги вышла большая, но беспризорная собака (они не злые чаще всего, просто голодные). В это же время с другой стороны примыкающей дороги пастухи гнали стадо овец. Как водится в сопровождении пастушьих собак. А они собственницы еще те! Ну они и разобрались. Не покусали, но погоняли прилично.


А дальше были два села с похожими названиями: Земо Алвани и Квемо Алвани (что-то типа Верхнее и Нижнее Алвани). Очень похожие друг на друга и в отличие от большинства грузинских сел строго спланированы (по ориентации улиц), напомнили приморские села – такие же прямые улицы с похожими двухэтажными домами. Отличительная особенность (правда, теперь уже заброшенная) – на углах перекрестков (примерно через один) устроены места для питьевых фонтанчиков. Причем устроены они были единообразно и по всему селу (и одному и другому). Скорее всего в советское время.




Остановились в одном из магазинчиков. Купили мороженое. Грузинское. Искали максимально натуральное без каких-либо добавок и улучшителей.
Квемо Алвани до конца не доехали – ровно в центре его и есть поворот на Алаверди. Тут мы на некоторое время остановились. Какой-никакой, а центр – несколько магазинов. Пополнили запасы – ночевка подразумевается у монастыря Алаверди, а что там с магазинами? Не знаем. Целый день в Кахетии, а куда ни заезжаем нигде нет  вина, либо такой скудный выбор, что у нас в любом захудалом магазинчике больше. Решились брать здесь какое есть. Взяли сухое Telavuri Europopuli от завода Marani. За 7 лари. Здесь же на площади набрали воды, кстати интересно оформлен этот источник. В виде сторожевой башни, что встречаются в горах, только уменьшенная в размерах.


Свернули, поехали. Село кончилось быстро, и мы переезжаем по мосту через Алазани (сегодня уже во второй раз). Здесь она чуть пошире, нежели мы ее видели раньше. Жарко, и не смотря на то, что дело к вечеру неподалеку купается много людей, с детьми и без, стоят автомобили. Примечаем на всякий случай, где можно остановиться, если не найдем в Алаверди подходящего места. Горы Большого Кавказского хребта остаются позади, а наша дорога идет между виноградниками. До самого поселка Алаверди совсем не далеко.


Монастырь показывается неожиданно – он расположен на выезде, но впечатляет, настолько он большой и выгодно расположен. На подъезде к нему устроена разметка, лежачие полицейские и даже шлагбаумы – все вполне современно. Напротив монастырского комплекса кафе (тоже вполне себе современное) но не работающее. Мы уже думали, что нам не удастся пройти через монастырские ворота по причине позднего времени (было уже около 18.00).


На подходе к монастырю что-то вроде беседки, в которой суровые монахи (человек 10) пытаются вставить пластиковые окна. Лица у них такие, что и спрашивать ничего не хочется, а они на нас никакого внимания не обращают. Однако, когда мы прошли дальше, от группы монахов откололся молодой служка и пошел за нами. Немного забегу вперед: этот служка ходил за нами по пятам все время пока мы осматривали и храм (ну тут понятно) и двор. В храме было такое ощущение, что он считал что мы каким-то образом оскверняем что ли иконы (он после того как мы осматривали икону подходил и целовал ее).  Смотреть на это было неприятно и, я вам скажу, что похожего больше не было нигде, хотя мы заходили во все храмы, что нам встречались на пути.


Алаверди — кафедральный собор первой четверти XI века (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс в Ахметском муниципалитете Кахетии, Грузия.
Высота собора около 50 м, высота внутреннего пространства свыше 42 м. До строительства Цминда Самеба в Тбилиси собор Алаверди был высочайшей церковной постройкой Грузии.
В соборе сохранились росписи XV века.
Собор Алаверди представлен на включение в список Всемирное наследие ЮНЕСКО.


На входе одели фартуки и вошли во внутренний двор.  Слева церковная лавка, а чуть поодаль виноградник, огороженный каменной стенкой. На лозе – таблички, похоже монахи занимаются воссозданием утраченных сортов винограда (известно, что во времена перестройки наломали много дров с введением сухого закона и тогда массово вырубались виноградники). На сегодняшний день известны 530 сортов винограда, 425 сортов культивируется в той или иной степени в 10 винодельческих регионах Грузии.


Двор, надо сказать большой – по всей правой части видны остатки старых фундаментов, постройки только в глубине двора. И эти постройки в хорошем состоянии. И вот еще что не поравилось нам в Алаверди: в храме висят большей частью не настоящие иконы и даже не рисованные копии, там висят копии, распечатанные на плоттере. Это сильно заметно, если присмотреться и изменить угол зрения так чтобы падал свет – поверхность ровная! И тем более обидно, когда видишь, приходят люди крестятся на эти распечатки и целуют их. Вобщем стены стены - да! Древние, а вот наполнение…


А тут еще этот служка… Расхотелось нам дальше что либо смотреть дальше. От полувосстановленной церкви в Пудзнари  (там мы были вчера) осталось впечатление более теплое. Собрались мы на выход.


Побродили-посмотрели, Вика бросила монетки нищенке сидящей у входа, доехали до моста, который рядом с монастырем протекает. Присмотрелись оттуда на предмет места на ночевку. Ничего не понравилось и решили тогда вернуться к Алазани и попытать счастья там. Так и сделали. Благо ехать недолго.


Вот мы и у Алазани. Я предлагал ехать направо – там деревья ближе к воде, Вика же настояла ехать налево. Спускаться вниз (совсем к воде не стали). Остановились у дереьев на возвышении. Но в самом удобном месте сидели два молодых парня – пастухи, которые пасли коров. Дождавшись, когда они в очередной раз пойдут гонять своих подопечных, мы и заняли это место. Однако, они еще несколько раз возвращались обратно, но им-то все равно уходить в конце-концов. А нам тут ночевать!


Тут мы и остались. Долго-долго спорили как поставить палатку: проблемы была в том, что бы и под листвой дуба остаться и близко к краю обрыва не поставить, потому что видны были трещины в земле (а дуб стоял на краю небольшого обрыва и  часть корней его просто висела воздухе над речушкой (по другому я ее назвать не могу), которая бежала низу и в конце концов  впадала в Алазани).  Только бы ни сильный ветер ночью, подумал тогда я, но вслух ничего не сказал…



Комментариев нет:

Отправить комментарий