четверг, 5 ноября 2015 г.

День 10-й: Из Тианети в Кахети

Дорога в облака… Вот она вчерашняя дорога в облака! Цепляются они все утро за вершину горы, что напротив, на склоне которой, на альпийских лужайках пасется стадо коров. Ночью было холодно (градусов 10). Опять запотела палатка…

Вика вчера держалась достойно. Я и так, по жизни, не очень щедр на похвалу, но по результатам вчерашнего дня я был горд за нее. А как иначе? За вчера мы поднялись почти на километр по высоте! Я всегда предлагаю оценять высоту (когда человек говорит "Я не знаю это много или мало...") в многоэтажных домах. Так вот высота обычного многоэтажного дома примерно 3 метра. Вот и представьте: за вчера мы забрались на 300 этажный небоскреб!

Но с нашего края солнышко и с утра пораньше иду пофотографировать наше место, благо, что есть что фотографировать. Сзади нас на возвышении стоит крест. Иду посмотреть на него поближе.  Высокий (метров пять), металлический. Приварена коробочка, в которую складывают монетки и ставят свечки – такое очень распространено в Грузии. Отсюда открывается замечательный вид на нашу стоянку. Далеко внизу большое село. Сзади меня идет гравийная дорога, которая примыкает к той (уже асфальтовой), по которой мы ехали вчера.

Собираем все наши пожитки, переходим на соседнюю полянку (она освещается солнцем и там тепло, а палатка с утра в тени от деревьев). Сразу становится хорошо. Жить становится лучше! Все сушится-прокаливается на солнышке, а мы пока что готовим суп. Совсем рядом (метрах в тридцати) проезжают автомобили, но нас оттуда совершенно не видно.

Пока завтракаем, пьем чай, наблюдаем за передвижениями стада коров по склону горы. С боковой дороги проехали красные Жигули (похоже на базар в Тианети). Вдалеке пониже нас, огорожен двор, стоят ульи, работает трактор. Оттуда, крадучись приходит собака и метрах в 30 наблюдает за нами, опасаясь приблизиться. Начинаем собираться. И тут сзади раздается стук копыт и появляется с важным и занятым видом молодой джигит, по всей видимости, пастух. Проехал вблизи нас, и как будто совсем ему не интересно кто мы такие, откуда и куда. И головы не повернул. Но сидел в седле картинно. Пока собирались, проехал обратно.

И вот мы снова на дороге. Теперь асфальт и уклон вниз. Ровная дорога должна быть до Тианети. То село, которое мы видели с нашей сегодняшней стоянки, было Заридзееби. Очень понравилось качество дорожного покрытия, а еще пешеходные дорожки вдоль дороги: село находится фиг знает где, а все в асфальте! Село выглядит молодым – все аккуратно, газифицировано, впрочем и все следующие села газифицированы тоже, не смотря на удаленность и расположенность высоко над уровнем моря.

Сразу же на въезде для нас сюрприз – прямо у дороги церковь. Не очень старая,  XVIII века, в хорошем состоянии. Входим через калитку, осматриваем. Сзади церкви могила, но на камне написано по-грузински. Не понимаем, и спросить не у кого.  Позади церкви весело разрисованный детский сад.

Трогаемся дальше - и почти сразу следующее село Тушуреби, останавливаемся у магазина – стоит уже и пополнить свои запасы – последний раз мы были в магазине почти два дня назад. Рядом школа. Заходим во двор школы – там обустроенный источник с водой. Школа старая, обшарпанная. А вот окна новые пластиковые, в Грузии это редкость.  Очень интересно устроено отопление – индивидуальное для каждого класса – торчат дымовые трубы, топятся, похоже, дровами. Напротив школы памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
Выезжаем из Тушуреби, дорога все такая же ровная и приятная на контрасте вчерашних подъемов по грунтовке.

А вот и Тианети. На въезде опять сюрприз – Вика показывает в сторону – во дворе стоит памятник Сталину. Ухоженный и покрашенный золотой краской. Почему здесь? Ладно в Гори, он оттуда родом. Но здесь?

Совсем скоро (Тианети городок небольшой) въезжаем на центральную площадь. Посередине круглая клумба, справа больше похожее на супермаркет стеклянное здание полиции. А впереди слева большое оживление – машины, автомобили – это церковь. Вспоминаем - сегодня же воскресенье – в церкви служба. Давай заедем! Рядом магазин. Велосипеды ставим у него, не пристегивая – какое-то такое благодушное настроение было. Во дворе церкви многолюдно ходят люди в церковном облачении, улыбающиеся взрослые, играют и бегают дети. У всех хорошее настроение. Мы поначалу смущаемся: мы же в велосипедной форме, но оказалось напрасно – это никого не волнует. Рядом кучкой стоят девушки и репетируют какое-то церковное песнопение. Почти напротив входа в храм батюшка фотографирует маленьких мальчика и девочку. Видимо получается удачный кадр, и он с улыбкой поворачивается к нам. Пока дети стоят удачно, тоже фотографирую их. В общем, хорошее праздничное настроение у всех! К нам подходит дядька, потом женщина (она из Тбилиси но часто приезжает в эту церковь). Видно им очень приятно поговорить на русском языке. Наконец, сердечно прощаемся выходим со двора церкви.

Почти рядом покупаем свежие, горячие лаваши. Спрашиваем у местных, что еще интересного есть в Тианети. Нам рассказывают про музей, но сегодня воскресенье и он закрыт. Тогда едем по городку наугад, что удастся, то и посмотрим. Прямо перед нами вход через мостик в парк, но решаем посмотреть его позже и сворачиваем направо. Через некоторое время перед нами появляются  много магазинчиков (почему-то преимущественно строительные) и рынок. Перед входом в ведрах продают нектарины (немного не спелые, но и цена 0,8 лари за килограм). Оставляем велосипеды и идем, изучаем рынок. Время для рынка уже позднее, но продавцов еще хватает. Покупаем помидоры-огурцы, на выходе берем те самые нектарины.

Едем обратно к парку, там очень узкий проход по мостику, посмотрев, что там в основном детские карусельки издалека фотографируем памятник и едем на выход из Тианети – утешаю Вику, что подъемов дальше быть не должно и мы сегодня должны спуститься в Алазанскую долину и доехать до Ахметы. Сегодня мы должны быть в Кахетии!

Переезжаем через небольшой мост – и сразу дорога становится опять плохой. На выезде справа опять памятник погибшим в Великой отечественной войне, теперь с фотографиями местных жителей. И опять Сталин во главе! На противоположной стороне улицы, на доме, расположенном в глубине участка кроют крышу и рабочие издалека приветливо машут руками! Мы им в ответ!

Ну что? Пора и пообедать. Останавливаемся, чуть отойдя от дороги (покрытие на дороги плохое и проезжающие машины сильно пылят) под деревом и расстилаемся на траве на пенках и достаем только что купленные сокровища: кроме лаваша и помидоров с огурцами, лобиани (пирог с фасолью) и ткемали. По сути дела это наш типичный обед в грузинских скитаниях. Ткемали оказался самым вкусным, из тех, магазинных, что мы в этом году попробовали.
Пообедали, передохнули и опять в путь. Оказывается, я все-таки обманул Вику – через некоторое время опять начался подъем! Участок до верхней точки, с которой мы стали спускаться мне очень понравился – это такие небольшие подъемы и спуски, все время в небольших горах и долинах, прилично поросших деревьями и дорога все-таки грунтовая. Но вот усталость после вчерашнего подъема на Вике уже сказывалась, но я ее все время пытался подбодрить, что нам предстоит оооочень длинный спуск до самой Ахметы. Ох, лучше бы я не обещал этот спуск!.. Но пока что было все нормально.

И вот, наконец, мы доезжаем до указателей, где кончается муниципалитет Тианети и начинается муниципалитет Ахмета. Та-дам! Мы в Кахетии!!! Правда, теперь нам нужно спуститься в Ахмету. 12 километров спуска! Но какого! Это, наверное, самый неприятный спуск, по которому я когда-либо спускался. Дорога теперь не просто грунтовка, а каменная россыпь, то крупнее, то мельче и постоянные повороты, хорошо хоть не серпантины. С чем сравнить? Спуск с кольцевой дороги горы Бештау, но там гораздо короче (около 2 километров). А тут! Мы несколько раз останавливались, размять затекшие руки и хоть чуть остудить обода. Доехали до развилки, где идет короткая дорога, но неразведанная и просто грунтовая. По ней мы ехать не стали. Чуть подальше, но надежнее. Сейчас, когда пишу этот отчет и глядя на карту, склоняюсь к мысли, что сократить спуск, пожалуй, стоило бы.

Чуть подальше от того места, где, наконец, соединяются прямая (длинная) и сокращенная дороги справа у обочины  обустроенный родник, совмещенный с памятником погибшим в Великой отечественной войне. Набираем воду, тут навстречу нам проезжает мотоциклист на спортивном мотоцикле: едет вверх по короткой дороге.

Почти сразу поворот на крепость Кветера (она хоть и древняя, X века), но до нее еще километр подъема и мы решаем ее пропустить, тем более, что она находится на отшибе и ночевать тогда придется возле нее. Но опять подъем и опять спуск…

Церковь Кветера (груз. კვეტერა) — грузинская православная церковь в историческом городе-крепости Кветера в Кахети.
Церковь Кветера была построена в первой половине X века. Это сравнительно небольшая церковь, в стиле грузинской архитектуры, завершенная куполом. Купол опирается на барабан, поставленный над квадратным в плане пространством. С четырех сторон к подкупольному пространству примыкают апсиды. По углам между ними пристроены небольшие низкие ячейки. Таким образом, это крестово-купольный храм типа тетраконх. Фасады храма не изобилуют украшениями, что типично для кахетинской церкви; большая их часть оформлена равномерно расположенными арками.
Город Кветера был одним из центров княжества Кахетия. По данным Вахушти Багратиони Кветера основан, по крайней мере, в VIII веке н. э., упоминание о нём имеется также в письменном документе XI века.

Ну и вот, в конце концов, мы спускаемся в долину. Слева от нас течет река Илто, я почему-то думал, что сразу увидим Алазани, он оказалось появится после Ахметы. После небольшого изгиба дороги переезжаем мостик и проезжаем село Сабуе, где на нас бросилась громадная собака (она просто перепрыгнула забор, хорошо хоть была не сильно злая и хозяйка через некоторое время ее отогнала).

Проезжаем Сабуе и вот в прямой видимости Ахмета, слева остается нечто среднее между мостом и плотиной – оттуда летят брызги, на закатном солнце превращаюсь в радугу. Не доезжая до самой Ахметы видим ореховый сад, в него и сворачиваем на ночевку: река не далеко, жилье тоже. По краю сада ходят пастухи, гоняют коров – пастухи источники ценной информации, нужно же уточнить на предмет места стоянки. По результатам довольно продолжительной беседы здесь и решили разбивать наш лагерь – отошли от дороги подальше и под орехом поставили палатку.

Да! Еще одно воспоминание того дня: когда спустились в долину стало очень ветрено! Я почему-то подумал, что сильные ветры – обычное дело для Алазанской долины. На самом деле оказалось все совсем не так. И последующие дни показали это.