вторник, 1 декабря 2015 г.

День 14-й: «Поднимайся сюда! Здесь Батуми!»

Утро встретило солнцем. Несмотря на вчерашнее буйство стихии, по погодным условиям все прошло хорошо, а Джонджоли всю ночь то рычала, то лаяла, а под утро даже сцепилась с кем-то. Она приняла нас за своих хозяев. Это точно. Все утро она от меня не отходила – помыть посуду в речке - и она за мной, развесить мокрый тент и палатку и она тут как тут…

А сушить было что! Тент был под палаткой и весь стал влажным. Намок край велорюкзака. Как потом оказалось (на следующий день) стала влажной и одежда внутри. А пока (благо, что утро солнечное) – сушимся – развешиваем на ветках тенты, палаточный тент. Параллельно готовим суп. Сегодня себе оставляем поменьше – надо накормить нашу защитницу. Я нашел двухлитровую пластиковую бутылку и там в несколько приемов налил суп и покрошил лаваш. Последнюю порцию она даже не доела!  За нас было и солнышко – мы были внизу у воды, но тени не было, что нам на руку.

В конце концов  просушились и стали собираться. Джонджоли что-то стала подозревать. Упаковались. Собираемся выползать на трассу. Что интересно особой грязюки не было, а асфальт был и вовсе сухой. Собака за нами. Пытаемся как-нибудь ее вразумить. Не получается - идет за нами.

Но это ладно, пока и мы идем велопешком. Выбрались на асфальт. И она за нами. Садимся и едем. Она за нами. Ускоряемся, что бы она от привычного места далеко не убежала – вдруг она от тех, кто приезжает купаться кормится? Не отстает. Бежит и видно, что тяжело ей. Но нас бросать не хочет. Если честно у меня комок к горлу подкатил… Что с ней делать?! А еще ей по обочине бежать тяжело и она выбегает почти на середину проезжей части. Но ведь сбить же могут! Вика говорит «Не оборачивайся!»

Давим на педали, доезжаем до перекрестка: направо Телави, а нам налево – впереди замок Грэми. Сворачиваем. Через некоторое время оборачиваюсь – вдалеке – черная точка. Бежит!!! Уже собирался поворачивать обратно. Сцепив зубы, ускорился – тут еще один поворот. Теперь нам направо. Стоит у дороги будка, оттуда лает собака. Не знаю, может быть она каким-то образом напугала нашу Джонджоли. Но от этого места я ее больше не видел, хотя через некоторое время останавливался и вглядывался в горизонт… На самом деле я был готов взять ее с собой (так она нам поверила!), но как быть с границами?! Ведь не выпустят! Потребуют ветеринарные справки… Даже была мысль на завершающем этапе, когда будем в Телави, дохать до этого места, посмотреть как там она… Так что если кто-нибудь будет проезжать там случайно, посмотрите, пожалуйста, может она там где-нибудь скитается… Покормите ее, пожалуйста…

Слева приближаются поросшие лесом горы. А впереди показался замок Грэми. Я по карте видел, что у него выгодное положение – стоит у реки на повороте дороги. Но не ожидал, что издалека он будет выглядеть так красиво. Его видно издалека ровно посередине дороги. Уже почти доехали и тут слева в зарослях недалеко от дороги крыша церквушки. Оставляем велосипеды и идем через заросли посмотреть. Старая, но видно восстановленная, в хорошем состоянии. Дверь отрыта, внутри ничего, корме узенького окошка и маленьких, современных иконок, пристроенных на неровностях стены тут и там. Идем назад, постоянно цепляясь за ежевичные ветки. Этого здесь в избытке.

Трогаемся дальше – и сразу парадный въезд – ворота с изображениями святых и фонтанчик. Сначала – к  фонтанчику. Над краном висит табличка (привожу как есть):

«За вклад в дело строительства и снабжения питьевой водой мужского монастыря им. Архангелов Михаила и Габриэля Гремми большого патриота и филантропа гос. Бадри Патркацишвили, в знак благодарности и светлой памяти с благословления некреского митрополита Сергия в 2013 году был построен этот источник и назван «Источник Бадри».

Набираем воды. Холодная. Хотим проехать в ворота, но нас не пускают, оказывается это въезд для монахов. Въезд для туристов дальше по дороге. Дальше, так дальше. Оглядываюсь, а вдруг Джонджоли нас все-таки догнала?

Едем. Слева прямо у дороги церковь, справа – археологические раскопки и почти сразу, такие в восточном стиле, бани. Тут и останавливаемся, ставим велосипеды у небольшого каменного забора. Заходим в бани – это реконструкция. Напоминает нечто восточное. Внутри нет ничего – спят собаки в тени, тревожить их не стали. Церковь, что рядом, отреставрирована, внутри нет никаких убранств, двери открыты и никому не возбраняется войти туда. Внутри летают птички. Перешли дорогу: на противоположной стороне прямо у дороги раскопки храма. Очень интересно рассматривать планировку помещений, коридоров и каких-то странных подвальчиков.

Но это все (и церковь напротив и эти раскопки) они для туристов, которые от автобуса отходить далеко не любят. А вот если посмотреть чуть подальше – на границе зарослей стоит церквушка (точнее часовенка) и вот она выглядит гораздо древнее, скорее всего потому, что она не восстановлена, а стоит как есть. Она не брошена  - внутри иконки (тоже современные – это здесь везде распространено), вырезанные из журналов картинки со святыми, погасшие свечки).

На фасаде расколотые каменные таблички с древними письменами. Пролез через заросли – там низинка разровненная бульдозером. Но по всем приметам, здесь, в окрестностях Греми, был очень большой город. Тут и там видны остатки стены, какие-то камни и фундаменты. А еще чуть дальше – опять в зарослях виднеется какое-то здание. Пробираться к нему трудно из-за зарослей ежевики, невысокая каменная ограда – эта церквушка побольше и тоже восстановлена и даже побелена. Но ее минус в том, что она в зарослях и ее вообще мало кто видит.

Греми - позднее сооружение. Его возникновение связывают с кахетинским царем Георгием, который, по словам хроники, "Греми превратил в стольный город эр-кахов и построил большой дворец". Это произошло вскоре после 1471 года. В 1520 царем стал Леван, жена которого (Тинатин) основала монастырь Новая Шуамта. Свадьба Левана и Тинатин так же происходила в Греми. Город занимал в то время очень большую территорию, а в его центре на скале было построено укрепление. В 1565 году на этой же скале был построен Архангельский храм и основан Архангельский монастырь.

Леван умер в 1574 и был похоронен в этом Архангельском храме (а не в монастыре Алаверди, как тогда было принято).

В 1615 году пришла армия шаха Аббаса и сожгла несколько кахетинских городов, в их числе и Греми. Вот так город просуществовал 100 лет и был полностью уничтожен. Архангельский храм и колокольня уцелели и существуют по сей день, и именно это комплекс называют теперь "замок Греми". Судя по всему, остатки города просматривались еще долгое время и у Брокгауза написано так:"Подле селения развалины древнего города Греми, имевшего около 2 верст в длину и ширину; остатки десяти древних храмов, на стенах которых армянские, грузинские и арабские надписи и орнаменты..."

В последние годы существования города Греми в нем жила великомученица Кетеван. Персы убили ее в 1624 году. С тех пор она как бы считается покровительницей Греми и в Архангельском храме ей совершеются ежедневные молебны.

Архангельский монастырь действовал еще в 40-е года ХХ века, и там жили два русских монаха, но потом коммунисты решили навести порядок и монахов выгнали. В 1999 году монастырь снова ожил.

В последние годы место окультурили, снабдили парковкой и стендом с картой, а в 2012 году реконструировали кое-что из городских развалин.

Возвращаюсь назад  - сидим с Викой  под деревом, что возле скамейки. Насобирали полный шлем груш. Сидим, едим. Недалеко, оформленная в стиле с банями и прочими остатками древних строений,  кафешка. Забираем велосипеды и идем по направлению в замку. За нами увязываются местные собаки – самая молодая - самая бодрая, становится на задние лапы, играя, кусает за перчатки. С таким конвоем проходим мимо музея, устроенного на полпути к замку, напротив кафешка-магазинчик с совсем уж негуманными ценами на вино. Теперь-то мы уже в курсе цен. Сам замок расположен на возвышении. Здесь же внизу на подходе еще какие-то старые церквушки, к которым ведут тропинки. Видно, что все очень древнее. Чуть поодаль ухоженные здания из камня (здесь все строят из камня!) строения монастырского хозяйства.

Наконец выходим к площадке у замка. Продавщицы чурчхелы, орехов и прочих сладостей зазывают нас к себе, но мы наверх! По ступенькам поднимаемся к воротам. Сам вход находится между двумя башенками с бойницами. Двор на входе небольшой – тут и вход в храм и рядом магазинчик. Продавец магазинчика с видимой большой охотой рассказал нам о самом храме, о замке и даже провел нам небольшую экскурсию внутри храма, рассказал, о каждой иконе, кто там изображен. А вот территория за храмом посвободнее – тут и марани (место, где делают вино) и место у крепостной стены, где закопаны квеври прямо под открытым небом. Тут и там прислоненные  к стенам стоят надгробные камни, плиты с надписями на грузинском… Хороший вид открывается с обзорной площадки на село Енисели напротив и речушку Интсоба, здесь же стоит флагшток с прикрепленным на нем государственным флагом Грузии. А в углу двора есть подземный ход, который ведет вниз до самой дороги, если присмотреться снизу, то он очень хорошо заметен. Говорят, что из-за него и был когда-то взят приступом этот замок. И что примечательно, что в этот подземный ход можно спуститься (правда там узко и не очень удобно, ступенек нет, и приходится спускаться по камням, но тем не менее!)

Спустились вниз и стали спрашивать о монастырской винодельне, что как я помню по карте была обозначена где-то поблизости. Но ничего подобного продавцы чурчхелы не припомнили. Ну что же, едем дальше. Переезжаем мостик и сразу же начинается село Енисели, где видим указатель к винодельне «Chateau Еniseli». Он немного не по пути нам, точнее даже ровно поперек нашего маршрута. Но едем – это еще 2,5 километра в одну сторону. Шато оказалось красиво оформленной, но банальной гостиницей, рассчитанной на денежного туриста без своего производства вина: во дворе висят гамаки – в одном отдыхает девушка, читая электронную книжку. Нас проводили до бара, но распростились мы с ними быстро – точно так же мы можем купить вино и в магазине и даже дешевле. Но надо отдать должное – обслуживающий персонал вежлив. Но так, что бы специально ехать туда…. Я бы не посоветовал.

Еще 2,5 километра назад и мы выезжаем на нашу дорогу. На перекрестке (там два магазинчика) покупаем продукты впрок, потому что следующий населенный пункт у нас Кварели, а доедем ли мы до него сегодня, неизвестно. Опять нам дают баклажан бесплатно, потому, что взвешивать грузинскому продавцу один баклажан – ниже своего достоинства.

Выезжаем из Енисели и опять хорошая прямая дорога: слева горы Большого Кавказского хребта – слева где-то поодаль течет Алазани. А мы пока что переезжаем реку Шелти и чуть дальше – перекресток с аркой с какой-то грузинской надписью, справа, ровно напротив, видим заправку и еще какую-то будку: несколько мужиков возятся возле машины. Подъезжаем спрашиваем на предмет винодельни. Оказывается, если свернуть налево, то и попадем в одну из таких. Уточняем: «А сами-то они выращивают виноград?» «Да, да! И дегустации у них есть!» Едем туда. Все время пока мы ехали до винодельни справа нас сопровождал очень ухоженный виноградник. И очень большой.

Как позже оказалось 50 гектар виноградников сорта «Саперави» и «Ркацители» принадлежит Винной компании "Giorgi Mirianashvili". Наконец видим съезд направо. Вдалеке стоит большое здание, которое еще достраивается, а недалеко от нас возятся два дядьки – строят дорожку. Проезжаем мимо. Вот оно и здание. Вокруг никого. Двери закрыты. Есть звонок, им и пользуемся – никакого ответа. Садимся на велосипеды, думаем объехать: может быть, вход с другой стороны? С торца  стоят огромные цистерны для вина. И тут вдруг из под них выскакиват две громадные кавказские овчарки. А я был чуть поодаль от Вики. Я, если честно, и испугаться-то не успел. Но почему-то голова сработала. Я соскочил с велосипеда, стал кричать на них, выхватил пенку (она большого размера, а твердая или нет, собаки не знают, так что некоторое время можно ней пользоваться как оружием устрашения). Проблема была в том, что их было две и они стали окружать, но тут на помощь пришла Вика и кое-как нам удалось их отогнать. В это время подкатил Мерседес, а уважающие себя (точнее более-менее зажиточные) грузины на других не ездят.  Вот с ним-то мы потом все время и общались. Хотя, знаете, отношение его нам не понравилось.

Выглядел он вальяжно, часто при разговоре не дослушивал, или по-крайней мере, было видно, что ему не интересен ответ. Однако, не смотря ни на что он нас пригласил во внутрь здания (там еще велась отделка) разрешил посетить само помещение, где стоят цистерны (правда там не было света, но у нас были фонарики). И дегустации у нас не состоялось. Но со склада принесли и расставили для нас весь тот ассортимент вина, который компания сейчас производит. Я был против, но Вика все-таки приобрела у них бутылку белого вина за 15 лари. Это было самое дорогое вино, которое мы купили за поездку. И еще до сих пор не выпили пока что... На обратном пути, эти неугомонные собаки решили нас догнать, но мы были во всеоружии и наклон за воображаемым камнем их остановил. Они еще некоторое время пытались погнаться за нами, но в конце концов отстали.  В общем, впечатление осталось не очень. Но вот на всякий случай адрес их сайта (вдруг кого-нибудь заинтересует) http://chelti.com/.

И опять мы на своей дороге (там, где арка). Но проехав 700 метров, видим баннер  «Shaloshvili Cellar». Что делать? Как тут проехать, тем более, что издалека видим, что тут делают вино: и виноградники, вот они, и цистерны для вина. Сворачиваем! Перед трехэтажной гостиницей дерево стол с лавочкой, где мы и оставляем велосипеды. Навстречу нам выходит женщина. «Можно ли у Вас посмотреть вино, которое Вы производите?» «Конечно! Пойдемте я Вас провожу!» Мы идем к большому помещению: «Вот здесь все и происходит», нам открывают ворота и… навстречу нам по полу что-то льется ручьем. «Это что? Вино?» шутим мы. Оказывается здесь и разливается вино. А сейчас моют какую-то емкость…

Нам рассказали про все виды вина, что здесь производят и особенности технологий (традиционный Кахетинский и классический способ). От сухого Ркацители до сладкого Киндзмараули. Дали попробовать, рассказали об особенностях того или иного сорта. У них во владении 15 гектар виноградников.  Продукция Шалошвили дважды завоевала медаль в номинации лучшего восточного белого вина, в 2009 году – золотую и в 2012 году – бронзовую. За дегустацию с нас денег не взяли. Вике очень понравилось Саперави ну и Киндзмараули, конечно, которое хранится отдельно при пониженной температуре. Вот здесь нам очень понравилось. На прощанье и нам самим было приятно купить у них бутылочку Мцване. И вот сюда я бы вам посоветовал заехать – очень приятные люди, хорошее вино, приятное место! Опять же (если кому интересно) подробности здесь: http://
www.shcellar.ge/

Но дело близится к вечеру и нам пора трогаться дальше. До Кварели остается еще 11 километров. После дегустации у меня, по крайней мере, сил прибавилось. И ехалось очень легко. И опять дорога прямая и ровная. Но речки нигде близко пока что не встречалось. Проезжаем  указатель к замку Некреси. Желательно бы и сюда заехать. Но не сегодня. Где-нибудь остановимся поудобнее, а завтра вернемся. Доезжаем до развилки, у которой стоит продавец арбузов. С ним несколько мальчишек, помогают в продаже, наверное. Спрашиваем далеко ли до Кварели. 5 километров. «А зачем вам туда? Поворачивайте налево – там хорошее место озеро Илии и обустроено и палатку поставить можно. Уже совсем близко к вечеру. Благодарим и едем к озеру Илии. Узкая, но хорошего качества дорога идет между частных участков и виноградников с небольшим подъемом. Периодически нас обгоняют автомобили, а ближе к озеру чаще встречаем и людей, идущих группками пешком. Слышим русскую речь. По пути со мной (а я оторвался вперед, чтобы найти место для ночевки) едут два подростка, один на скейтборде, один на роликах. Сначала посоревновались, потом я попытался у них спросить про озеро. Надо отдать им должное, совсем не понимая меня, они пытались жестами показать мне дорогу до самого места.  Наконец выезжаем к реке – это Дуруджи – широкое каменное русло черного цвета и совершенно без воды. А где же озеро? Мальчишки показывают наверх. Нужно круто идти вверх, автомобили с подъемом объезжают немного вокруг. Поднимаюсь. А там! Красота! Газончики, стадион, на котором играют в футбол, играет музыка, гуляют люди, велодорожка вокруг озера. Спрашиваю, а можно ли где-нибудь поставить палатку, мне указывают как нужно проехать.

Я возвращаюсь обратно: к моему велосипеду, лежащему на обочине уже подъехала Вика. Я ей машу: «Поднимайся сюда! Здесь Батуми!» И действительно: то, как  обустроено озеро очень напоминает Батуми. Даже на вершине горы виднеется надпись «მე ♥ კახეთი», что означает «Я люблю Кахетию».
Забираемся наверх и едем к указанному месту. И тут, если бы мы были бы в любом незнакомом месте в России была бы проблема. В месте, где нам ставить палатку, за ддеревянным столом сидят парни и пьют  вино. Но Грузии это не проблема. Нам приветливо машут – приглашают выпить вина. Подходим, знакомимся. Пьем по одной за дружбу. Еще отказываемся. Говорим нам еще палатку ставить. «Да вот здесь и можете поставить. Вон там выше, под деревом. Здесь всегда туристы ставят. Не беспокойтесь! Здесь вас никто не тронет!» Так и порешили. Чуть выше под большим раскидистым деревом выровненная площадка – специально выровненный участок для палатки. А когда я забирал второй велосипед парни вежливо поинтересовались: «Ну как там? Нормально устроились? Может вам чем-то помочь?» Вот так вот.

Беспокоиться было не о чем. Палатка под большим деревом – дождь не страшен. Люди рядом. Вода тоже. Полный набор. Ставимся и ложимся спать!

1. потрясающий день. по моему самый лучший. замок Греми очень понравился. даже ящик для пожертвований красив. а дегустации везде бесплатно? и много вы надегустировались? все таки хорошо, что на велосипеде можно ехать выпивши.

1. Дегустации везде по разному. Кто-то делает бесплатно, где-то платно, а где-то и очень дорого! Так что каждый раз лучше уточнять. Вот в винодельне Шалошвили было бесплатно. Очень советую в Кварели заехать в магазин "Корпорация Киндзмараули". Это будет в отчете позже. Там самая, как бы это назвать, самая гармоничная дегустация получилась - подбирают так вино, что ты очень хорошо отличаешь одно от другого и плюс еще бесплатная экскурсия по заводу. А что касается езды? Ну мы сразу не едем посидим.Да и на дегустациях особо не напьешься. А с другой стороны - это же КАХЕТИЯ! Тут вино везде! Кстати и водители вполне себе вежливые. Попался нам один совсем без крыши, но это было на совсем уже проселочной дороге, но об этом тоже позже!)))

2. Дегустация на частном винном заводе братье Шалошвили, была бесплатная! Очень интересный был рассказ, о том чем отличается вино по традиционной грузинской технологии, от вина по европейской технологии изготовленного. Так же нам поведали как хранится Киндзмараули оно охлаждается д определенной температуры и эта темература должна быть постоянноц, у них на заводе специальная установка для охлаждения и хранения Киндзмараули. Попробовать Киндзмараули было очень приятно, вино было охлажденным и очень вкусным! А вот Саперави.... Это ...Это было самое вкусное Саперави, которое я когда либо пила! От букета, который распространялся из фужера, у меня в буквальном смысле подкосились ноги)) А когда попробовала вино на вкус, то поняла, что они подкосились - не зря)) Спасибо за чудесную дегустацию! За очень вкусные вина и за интересный рассказ!
      Я буду сожалеть всегда, что купив Мцвани, мы не купили Саперави! Если вы, когда либо будете в Кахетии, обязательно посетите виндзавод - братьев Шалошвили!